В своем речевом развитии ребенок проходит определенные стадии.

-2-3 мес.  Первым проявление речи ребенка есть крик.На смену крика   приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, в сочетании с согласными г, б, в. Это етап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.В ответ на поощрение ребенок начинает активно агукать.Первые взаимоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения. На улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков.На третьем месяце жизни общение ребенка со взрослым происходит на основе зрительного восприятия. Зрительное восприятие является основным средством познания окружающего мира в этот период.
-3-6 мес.  Гуление становится болем сложным , ребёнок произносит цепочку звуков. Голосовые реакции более продолжительны, если к этому робуждают взрослые, разговаривая с малышом.
-7-9 мес. В этом возрасте появляется лепет , то есть произнесение отдельных слогов  ба-ба –ба, да-да-да, ма-ма-ма.
-9-11 мес. Малыш подражает речи взрослых, произносит цепочку повторяющихся слогов. Развивается понимание речи.
-11-12 мес. Ребёнок понимает обращённую к нему речь, выполняет простую просьбу взрослых. В активной речи появляются первые слова : от 3 до 20 слов.Первые слова – это , как правило, ударне слоги знакомых слов : «ка» -каша, «ба» -собака; простые двухсложные слова , состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя».

Второй год жизни.

Начало собственной активной речи , аграматичной в своей форме , накопление словарного запаса. Появляется фразовая речь, простые предложения. Ребёнок понимает значение пространственных  проедлогов, обобщающее значение однородных предметов ( любой мяч – это мяч). Количество  слов к двум годам значителшьно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков  и слов, нарушена слоговая структура многосложных слов.

Третий год жизни.

У ребёнка почти отсутствуют аграматизмы в речи. Увеличивается словарный запас, появляются слова – обобщения, родовые понятия , понимает несложные сюжетные картинки.Ещё не полностью  соответствует норме звукопроизношение  и слоговая структура сложных слов.

Четвёртый год жизни.

Словарный запас достигает 2000 слов.В активной речи появляются слова второй степени обобщения. Словарный запас обогащается наречиями, которые обозначают пространственные и временные признаки, ребёнок правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Происходит  освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни.

Качественный скачок  в овладении связной речью : ребёнок может составить рассказ по картинке или пересказать текст. Начинает формироваться внутренняя речь, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. Значительно обогатился словарный запас, в речи нет грубых аграмматизмов, полностью нормализовалось звуко произношение. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа и синтеза слов. 
 
Это этапы речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. 

Родители! Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

-в конце первого месяца ребёнок не кричит когда мокрый или хочет кушать;
-в конце 4- го месяца малыш не улыбается когда с ним разговаривают и не гулит;
-в конце 5 – го месяца не выговаривает отдельные звуки или слоги ( « ба – ба- ба»,«та- та-та»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать взглядом те предметы и тех людей, которых она называет, не прислуши – вается к музыке;
- к 7 – ми месяцам не пытается привлечь к себе внимание определёнными звуками, не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение мелодичным погремушкам; 
- в конце 9 – го месяца у ребёнка нет лепета и он не может повторить за взрослым одинаковые слоги, которые звучат как одно слова: « ма – ма», « па – па», «дай – дай»;
- в конце 10 – го месяца малыш не может повторить около восьми разных звукосочетаний и слогов , не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания;
- к году не произносит ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы: « Покажи», « Принеси », не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения;
- в конце 15- го месяца не может адекватно ситуации употреблять слова « ма- ма» и « па- па»;
- к одному году 9 месяцам малыш не может произнести 6 осмысленных слов;
-к двум годам не показывает части тела, которые называет взрослый, не выполняет двухуровневые просьбы : « Подойди к столу и принеси книжку», не узнаёт близких на фотографиях;
-к 2,5 годам не понимает разницу между словами « большой» и «малень-кий»;
-к 3 годам  не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, малыш не может ответить на вопрос, как его зовут;
-в 4 года не знает названия цветов,геометрических фигур,не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Такие признаки  могут вызвать задержку речевого развития (ЗРР) у ребёнка.

Среди причин ЗРР можна выделить следующие: педагогическая запущенность, отсутствие или недостаточное общение с ребёнком, общая ослабленность ребёнка после перенесённых инфекционных заболеваний, прививки, осложнение во время беременности и родов матери.
Поэтому большое значение имеет раннее начало обучение речи.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи.
В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки  развитие этих функций задерживается и даже может остановиться.Очень важным являются первые три года жизни ребёнка. Если в этот период речи малыша не было уделено должного внимания, то в будущем потребуется очень много усилий , чтобы наверстать упущенное. Задержка речевого развития в раннем возрасте с трудом компенсируется впоследствии.

     Общие правила для родителей.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые будут соблюдать следующие правила:

-с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. И прежде всего это эмоциональное общение.Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, комментируйте свои действия, называйте предметы домашнего обихода, когда ребенок не спит, при этом ребенок должен видеть ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией;
-почаще берите малыша на руки, пеленайте, кормите: ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью;
-поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;
-говорите с ребенком медленно, короткими фразами, четко и грамматически правильно , не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте этого делать другим взрослым;
-уделяйте ребенку больше времени, будьте почаще рядом с малышом, так чтобы он вас видел;
-каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своего нежелания, если ребенок просит вас почитать; не раздражайтесь , если придется много раз читать одну и ту же книжку, которая нравится вашему малышу; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
- не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
-  поощряйте любопытство , стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно в присутствии своего малыша.