Существует два типа воспитательного процесса:
1. Первый тип воспитания ориентирован на поведение ребенка и наказание за проступки.
2. Второй – на внимательное отношение к главным потребностям ребенка  и их  удовлетворение.
Воспитание, ориентированное на поведение является достаточно древним методом, который получил научное обоснование в США в 70-е годы.
В 60-е годы в США Вьетнамская война и другие политические события спровоцировали молодежную революцию протеста ( хиппи и другие протестующие группировки).
Для управления поведением молодежи возникает бихевиоральная концепция модификации поведения. В лабораториях проводились эксперименты на животных.
Согласно этой теории, поведением детей можно управлять, используя:
1.позитивное подкрепление ( введение позитивного фактора – телевизор, конфета, фрукт)
2. негативное подкрепление ( устранение позитивного фактора – запретить телевизор, компьютер)
3. наказание (введение негативного фактора –нажать на трапецевидную мышцу, ущипнуть, ударить и вызвать болевой сигнал на неправильное поведение)
В 70-е годы в США методика управления поведением стала необычайно популярной. Авторы представляя эту  теорию , демонстрировали свои опыты на животных – крысах и голубях.
Но между крысами и детьми – пропасть! Этот подход исключает эмоциональные потребности ребенка. Специалисты в области семьи и детства , среди которых  Росс Кэмпбелл, Гери Чепмен и др. предсказывали серьезные психологические и поведенческие проблемы у детей примерно через 14 лет и оказались правы.
Проведенные исследования показали, что молодым людям, большинство из которых заявило о своей личной посвященности Иисусу Христу, свойственно недопустимое , аморальное и даже преступное поведение.
Родители не смогли передать свои нравственные ценности своим детям.
Чтобы ребенок подражал своим родителям он должен идентифицировать себя с ними как личность, а это невозможно, если родитель не отвечает на чувства и эмоциональные потребности ребенка.
Отсутствие факторов, наполняющих детские сердца любовью классифицируется как тихое или пассивное насилие.
Примерами пассивного насилия является:
Отсутствие родительского времени – внимания, теплого отношения, подвижных игр с ребенком.  Ребенка не сажают на руки, не берут с собой, , не целуют, не обнимают, не хвалят, не называют по имени. Также  отсутствие любви между родителями, развод родителей, оставляют ребенка одного. ( е ребенка нет чувства времени – оставили навсегда)
Как результат чувство страха, незащещенности, отверженности , неценности.
К активному насилию можно причислить ярость, гнев, крики, гневные слова, незаслуженное обвинение –« Как ты мне надоел», «Вечно ты все портишь». « Все из-за тебя» и т.д.
Если мы представляем душу ребенка как эмоциональный сосуд, то не наполняя этот сосуд любовью и принятием, мы наполняем его болью, обидой, отвержением, унижением, неценностью.
И от этого будет зависеть его душевное состояние – будет он испытывать  тревогу , страх, беспокойство, озлобленность, депрессию или спокойствие, удовлетворенность, радость, счастье.
Важнейший принцип эффективного воспитания можно сформулировать так:
Только при максимальной наполненности души ребенка положительным содержанием возможно оптимальной раскрытие всех его задатков и способностей. Поступки ребенка – индикатор состояния его души. При этом не отрицаем важную роль  выработки полезных навыков и дисциплины. Но все тщетно, если  уровень наполнения эмоциональной емкости души ниже требуемого.
Мы как бы опережаем негативное поведение.
Дети неспособны генерировать любовь, они способны только отражать или возвращать любовь, полученную от других.
Родители, у которых их эмоциональный сосуд не был наполнен любовью в их детстве склонны в воспитании руководствоваться методом модификации поведения по двум причинам:
1. мы делаем только то, чему научились от наших родителей. Эта программа уже в нас записана, т.н. «инстинкт гнезда». Мы пытаемся создать в нашей семье ситуацию родительской семьи, в которой выросли.
2. Сосуд пуст и нам нечего дать.
Что мы можем сделать, чтобы изменить положение вещей.
«Кому недостает мудрости да просит у Бога , дающего всем просто и без упреков. Иак 1:5. Источник знаний и мудрости Господь. Он есть любовь и источник любви. Просим Его пребывать с нами и наполнять сердца любовью для служения своим детям и близким. 
Для того, чтобы сердце могло принять любовь Божью оно должно быть свободно от обид и непрощения. Только такое сердце Господь наполняет любовью, т.е. Собой.
Если афилиативная потребность – потребность в ласках, прикосновениях, выражении любви не была утолена в детстве, во взрослом возрасте это осуществить почти невозможно. Она так и называется неутоленная афилиативная потребность.Такие люди как сосуд без дна не ощущают наполнения любовью. Они обвиняют своих близких в том, что их не любят. Сколько бы любви к ним не проявляли они чувствуют пустоту. Утолить эту потребность может только Господь.
Безусловная любовь, наполняющая эмоциональные емкости наших детей – это энергия для их проявления в этом мире – в учебе, игре, общении.
Безусловная любовь формирует самооценку ребенка в первые два года жизни. К 7 годам завершается ее формирование. Оценку себя ребенок ищет в глазах родителей. Проявляют любовь, нежность, принятие, посвященность – чувствует защищенность, значимость. Условная любовь –« Если съешь кашу»,  « Если будешь сидеть тихо», «Если будешь помогать или хорошо учиться» и т.д.
Плата за любовь – «Цена признания»
Тогда ценность вне меня, ценность в поведении. Единственная добродетель – исполнение требований и желаний других. Будет жить для других и не исполнит план для своей жизни.
Если из-за неудачи или по какой-либо другой причине, лишен любви, приходит сознательной или бессознательной ненависти к самому себе, проявляется тоской, депрессией и в саморазрушающем образе жизни ( наркотики, алкоголь и др.
Существует множество способов показать свою безусловную любовь ребенку. При помощи визуального контакта – общении «Глаза –в глаза»
Младенец в возрасте 2-3 недель начинает фокусировать взгляд – ищет вторую пару глаз, фиксируется на ней, ищет эмоциональной подпитки.
Общаться с ребенком желательно на уровне глаз, проходя мимо ребенка фокусировать на нем взгляд – мозг ребенка это взгляд регестрирует. «На меня  обратили внимание, я ценный».
Физический контакт это не только объятия и поцелуи – это прикосновения к руке, у к плечу, взъерошить волосы, похлопать по спине, придумать свои знаки внимания.
Прикосновения, массаж способствуют, умственному и физическому  развитию ребенка. Каждое утро можно начать с поглаживания и массажа ребенка, массаж кистей рук.
А если это его язык любви, то он получит особый ресурс для развития. Есть еще множество других способов родителям выразить свою любовь ребенку.
Книга «Пять языков любви к ребенку, подростку» Гэри Чепмена описывает возможные способы проявления любви –слова поощрения, прикосновения, время, помощь, подарки.
Наполнение эмоциональной емкости ребенка способствует развитию эмоционального интеллекта- (оптимизм, способность сопереживать, способность управлять собой и держать удар, умение ладить с людьми) влияет на формирование совести и моральных представлений.
Ребенок получивший безусловную любовь родителей способен поверить в безусловную любовь Бога и будет способен следовать основным заповедям Евангелия (Мтф. 22:35-40)
«Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твою и всем разумением твоим». « Возлюби ближнего своего как самого себя»
Как возлюбить ближнего, как любить себя как образ Божий в себе он сможет научиться от родителей.
Каждый из нас имеет уникальную безусловную ценность и в то же время создан по образу и подобию Божию.
Наша задача как родителей донести  эту истину до ребенка, чтобы он осознал свою уникальную самоценность как творения Божьего, щедро наделенного талантами и способностями.
Собственный образ в сознании человека определяет его поведение. Правильная и реалистичная самооценка – основа душевного здоровья любого человека. Все психологические отклонения,- начиная от легких неврозов и заканчивая глубинными психозами – следствия серьезного ущерба, нанесенного человеку в его ощущении собственной ценности. Это может быть результатом глубокого и продолжительного снижения уровня самооценки.