Первое это то, что нужно принять эти изменения и это трудно.
Рост тела – непропорциональный рост – становиться неуклюжим. Развиваются  вторичные сексуальные признаки, что вызывает как радость таки беспокойство.
Ужасный враг прыщи.- возникает множество вопросов .
Вопрос «Какой я буду?» - высокий, низкий, толстый, «Я нормальный?» - . От того как он ответит на эти вопросы окажет положительное или отрицательное влияние на  формирование его представления о себе.

Самооценка очень уязвима- все время меняется – колеблется – сравнивает со сверстниками, со стандартами, оценивают родители.
К 12 годам мозг подвергается т.н. подрезанию – мозг избавляется от малоэффективных межклеточных связей и формирует новые прочные связи в нем больше  активных структурных цепях, т.е. пережитый опыт формирует мозг.
Какие жизненные реакции воздействуют в этот период на ребенка + или -  от этого зависит развитие способностей  подроска, степень зависимости от таких эмоций как страх, уныние, чувство вины, будет ли иметь внутреннюю свободу и позитивное стремление поступать правильно.

Наряду с физическим развитием происходит интеллектуальный рост. Подростковый возраст -  возраст разума. Способен логически мыслить и видеть следствия разных поступков.

Логически осмысливает не только собственные рассуждения, но и доводы авторитетов ( родителей, учителей) – оттачивает свои навыки мышления из-за этого называют «спорщиком».
Диалог, общение ведущий вид деятельности, все пробует в общении.
Если родители, учителя, наставники понимают это – очень интересные и полные смысла беседы, если нет, то будет искать месть тех людей, где  и с кем можно тренировать свои «интеллектуальные мускулы»  Часто благодаря быстрому развитию интеллекта и ненасытной тяге к новой информации может считать себя умнее родителей и других авторитетов, иногда это так и есть.

Обсуждение « идей» с ровесниками и внимание к их точке зрения- ведет к возникновению близости с одной стороны, а с другой  к возникновению соперничества. Таким образом формирование замкнутых общественных групп подростков скорее связано с идеологическим родством, чем с одеждой и цветом волос. Подростки как взрослые чувствуют себя уютнее с теми, кто соглашается с ними, поэтому стараются какможно больше времени проводить  в компании таких людей.
Бурный рост и развитие формируют потребность в независимости и самостоятельности.
2 периода в развитии ребенка
1 . в 2 года – физическая независимость – «туда, где не видят», «то, что не разрешают»
2. половое созревание – борьба за независимость в различных сферах:
- физическая независимость – потребность в территории, комнате
- эмоциональная независимость – скрывает мысли и чувства
- общественная независимость – друзья, музыка, стиль, одежда, язык – могут быть шокирующими
- интеллектуальная – мыслить абстрактно, масштабно – 3 области
Ценности, мораль, верования

Взаимосвязь независимости( свободы) и ответственности. Независимость без ответственности – ведет к снижению самооценки, скуке, депрессии.
Почему – независимость не дает осознания ценности. Ценность основана на ответственности.  Независимость  + ответственность – путь к зрелости.
Подросток, который учится отвечать за свои действия, при этом развивая самостоятельность и независимость будет себя ценить и достигает значительных целей.  Если не научится отвечать – трудный подросток – трудный взрослый     .

Факторы настоящего времени, которые влияют на формирование подростка.
- Развитые технологии ( компьютер, Интернет т.д.) – связь с миром – мир сильно влияет- телевидение, видео, средств массовой информации- жестокость, насилие  - и в жизни на личном опыте, в семье, в школе.
- Распад семьи – около 1/3 с одним родителем
-  Насыщенная сексуальная атмосфера ( кино, пресса, музыка – отождествляют секс с любовью – значительное число подростков ведут сексуально активный образ жизни -  ими злоупотребляют , используют. Это приводит к опустошению. – Подростку трудно справится со своей развивающейся сексуальностью.
- Размытость моральных и религиозных ценностей. Нет четкого представления что «хорошо», что « плохо» . Понятие зла относительно, можно делать то, что нравится.
- Доступно моножество религиозных верований сегодня. Подростка больше интересуют отношения в религиозной группе, церкви, чем само верование. Если относится тепло , приветливо и забртиться – пойдет, даже если не согласен с большей частью верований.

Еще одна потребность подросткового возраста – общение – ведущий вид деятельности.
У детей до подросткового возраста ведущий вид деятельности – игра.
Они живут играя, познают играя Почему успешный  учебный процесс тот, который построен  в виде игры.
  В общении подросток стремится получить принятие и признание, которое так необходимо для формирования самооценки, с которой он перейдет во взрослую жизнь.

Самооценка уязвима, может быть травмирована авторитетами ( родителя и учителя) и сверстниками.
1) Если ожидания завышены без учета возможностей  снижается, чувство собственной значимости, нет принятия и поддержки.
2) Если не выработано  нормальное отношение к ошибкам. Любой  процесс сопряжен  с ошибками, если к ним относится как к рабочему моменту, промежуточному результату и идти дальше. Иначе поведение «избегания неудачи» - принимают за лень, апатия – за ними страх ошибки.
Адекватная самооценка   - страха нет – моя самооценка не зависит от результатов деятельности. Чувство собственной значимости получает подкрепление от авторитетов о том какой  классный.

Подробно рассматривая процесс наполнения эмоциональной емкости ребенка  и удовлетворения  его основных потребностей: в принятии его таким  каким он по замыслу Божьему пришел в этот мир, защите, поддержке и любви, хотелось бы остановиться  на нейропсихологических исследованиях, которые демонстрируют формирование и развитие основных психических процессов ( мышления, эмоций и воли) ребенка.

А.         Душевное и интеллектуальное развитие ребенка происходит в значительной степени на основе разнообразных позитивных и негативных переживаний.
Мозг новорожденного насчитывает 100  млрд. нейронов ( нервн. клеток) , что приблизительно соответствует количеству звезд Млечного пути.
Межнейронная связь слабо выражена, нервные связи формируются и стабилизируются постепенно. Единая сеть межклеточных соединений  в мозгу ребенка  создается в процессе накопления им тех или иных ощущений и переживаний. Детский мозг , лишенный благоприятной стимулирующей среды, сильно страдает -  мало играют, редко берут на руки отстают от нормы на 20 – 30 %.
К 3 годам  - обиженные, обделенные вниманием дети  проявляют признаки, которые  с трудом поддаются корректировке.

     Начиная с 2 месяцев – переживание эмоций удовольствия  и неудовольствия начинают преобразовываться в более сложные чувства – радость, огорчения, зависть, сопереживание, гордость,  стыд. Недостаток внимания и любви – слабые межклеточные связи – гасят радостные эмоции , возникает тревога, патологическая реакция на стресс.

Б. Мозг детей подвергшихся физическому наказанию в первые годы жизни, развивает острую чувствительность к опасности.

При малейшей угрозе учащается сердцебиение, мозг начинает прослеживать скрытые признаки возможной атаки, активизируются стрессовые гармоны.
Физическое наказание в первые годы жизни чрезвычайно губительно.
Интенсивно развивается мозг почти до 10 лет.
Окончательно сеть нейронов формируется к 20 годам. При наступлении половой зрелости  мозг избавляется от мало эффективных межклеточных связей и формирует новые прочные связи в более  активных структурных  цепях. Пережитый опыт особенно в детстве – формирует мозг.
Мозг подростка скорее мозг ребенка чем взрослого. Активное формирование мозга в подростковом возрасте делает ребенка уязвимым , а подростковая депрессия может создать в мозгу прочные связи, которые в дальнейшем лечить затруднительно.
В.  Так называемое «Подрезание мозга» начинается примерно в 12 лет – представляет собой питание только тех мозговых клеток , которые выполняют  практическую функцию. Потенциальная одаренность может быть закодирована в генах, однако будет ли реализован талант зависит от тех межклеточных связей, которые были актуализированы (  использованы)  в критически важные  ранние годы жизни.

Что практически там родителям делать с этой информацией.
Начинать рано:  оказывать позитивное влияние , в раннем подростковом возрасте  посильно влиять на развитие сети связей, управляющих чувствами и эмоциями, отвечающих за эмоциональное и духовное развитие ребенка. Эта система определяет  эмоциональную жизнь ребенка , как он относится к жизненным реалиям – позитивно или негативно.. Присутствует в нем уныние , страх, чувство вины, насколько успешно ребенок справляется со стрессом.
Будет ли ребенок иметь внутреннюю свободу и позитивное стремление поступать правильно.

С. Результаты исследований процесса развития мозга потрясают. Они подтверждают громадное влияние родителей на жизнь детей, роль активного воспитания на основе близкого общения между детьми и родителями.

Особенности последнего времени,  которые влияют на детей.

Дефицит времени , которое  родители проводят с детьми.-  родительское время –  «тихое насилие»  - поручают другим нянькам, телевизор, компьютер, мобильный телефон ( развлекает и контролирует).
Эмоциональная емкость ребенка пуста + вредно воздействие электромагнитного излучения этих нянек и информационное воздействие  на нервную систему ребенка .
     Большая часть детей имеют невротические  проблемы. Большая нагрузка на ребенка  - гармональная, эмоциональная,
интеллектуальная перестройка и формирование.  Часто возникает гневное раздражение – это норма в этом возрасте. Задача родителей и педагогов научить выражать гнев в корректной форме. Своим примером  и разъясняя в беседе. Если подавить – Пассивно-агрессивное поведение.