Половое воспитание детей.
"Как рассказать ребенку о различии между мальчиком и девочкой?", "Что делать если ребенок играет своими гениталиями?", "Когда можно говорить с ребенком о сексе?". За последние недели это самые задаваемые мне вопросы, поэтому и пишу эту статью. Хотелось бы сразу успокоить родителей, если ребенок в 2,5-3-х летнем возрасте интересуется своим телом и спрашивает про различии частей тела у мужчин и женщин, это НОРМАЛЬНО, ЕСТЕСТВЕННО. А вот наши страхи говорить об этом со своим чадом - это не естественно.   
На самом деле, это только наши проблемы - как (КАК!) рассказать об ЭТОМ ребенку? Для малышни интерес к сексу и всему, что с ним связано, вполне естественное дело. Они не делают различия между собственными ручкой, ножкой, попкой и половыми органами. И изучая себя, ребенок не может обойти вниманием и деликатные части своего тела. Он смотрит вокруг и видит, что мама и папа целуются, вместе спят, что их фигуры неодинаково выглядят. И пытается понять, почему так происходит. Отсюда и шквал вопросов.
Итак, давайте рассмотрим, когда и как говорить с ребенком о сексе и о различии полов, что можно говорить и что не нужно, а также попытаемся понять почему же так важно говорить об «этом» родителям, а не телевидению, интернету, школьным учителям.
Начнем, с того, как не надо рассказывать ребенку о сексе:
- не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе»;
- не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие глаза;
- не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона, нагнетать особые эмоции; и вообще, не надо транслировать свои чувства, если ребенок об этом не спрашивает отдельно;
- не надо замалчивать эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», «Подрастешь - узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?»
- не надо затягивать разговор о сексе; ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и лучше оставить его «дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;
- не надо делать из секса культ, снабжая ребенка тоннами «предохранительной информации во избежание», шокируя его сильными образами, к восприятию которых он еще не готов;
- не надо «спрашивать урок», чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши наставления.
- не стоит уклоняться от таких вопросов, иначе дети найдут другой источник (к примеру, уже проинформированных детей), что может негативно повлиять на развитие половых установок;
- не воспринимать подобный интерес как «нездоровое» влечение, а понять, что это часть обычного развития ребёнка;
- не стоит придумывать сказки «о капусте», чтобы ребёнок не почувствовал себя обманутым через некоторое время;
- не следует воспринимать сексуальное воспитание исключительно в ракурсе секса, важно дать понятие о половой культуре, любви, взаимной нежности и ласки (её уж можно демонстрировать обниманием, поцелуями при ребёнке с самых пелёнок);
- не стоит избегать проявления нежности к ребёнку в виде ласк, поцелуев, тисканья якобы во избежание «распущенности и чрезмерного влечения к ласкам» - это может привести к лишению в них чувственности и однобокому восприятию секса в будущем;
- не отказывайтесь от полноценной сексуальной жизни из-за ребёнка, иначе «информирование» не будет достаточно полноценным.
Когда говорить:
- по мере возникновения интереса. Как правило, года в два малыш начинает изучать свое тело и "добирается" до интимных зон, начинает их трогать, теребить, гладить, чем сильно нервирует своих родителей. Оставьте ребенка в покое, пусть удовлетворит свой интерес. Не акцентируйте на этом внимание. Если не зацикливаться, то, изучив особенности своего тела, малыша перенесет свой интерес на что-то другое, например, на строение тел сверстников противоположного пола. Задумываться о том, что предшествует рождению и как все происходит, ребенок начинает лет с 3-4, в возрасте "почемучек". Остается дождаться, пока он спросит об ЭТОМ.
Как говорить:
- без смущения, что бы не вызвать у ребенка повышенный интерес к этой теме и не привить ему не нужных комплексов. Интерес 2-3-х годовалого ребенка к половым различиям и сексе – естественный, он воспринимает эту часть жизни бесценно, а наша реакция окрашивает его в те или иные эмоциональные тона («стыдно», «грязно», «нормально», «плохо»). Если наша реакция будет негативной, то ребенок в дальнейшем будет относится к своей сексуальности как к чему-то грязному и плохому.
- спокойно, внятно, не шикая на него за "неприличность" вопроса и не стараясь перевести разговор в более целомудренное русло. Отвечайте по существу и по мере возникновения интереса: если ребенок не спрашивает, откуда он, собственно, взялся, не надо пытаться срочно ему об этом рассказать или показать.
- не врите. Дабы потом, когда ребенок превратится в бунтующего подростка, не лгал вам. Дети должны понимать, что родители – это те, люди с которыми можно поговорить обо всем, которым можно доверять. Если будете врать в вопросе о сексе, ребенок поймет, что эта тема закрыта в вашем с ним разговоре, и пойдет искать более достоверный источник (друзей, кино, интернет).
- дозируйте информацию. Не спешите выкладывать всю информацию полностью. Если ребенок подходит и спрашивает: "Мама, как я появился на свет?", - не увлекайся детальным описанием процесса, достаточно сказать: "Я тебя родила". Это ведь нам, взрослым, от страха кажется, что малыш обязательно пустится в дальнейшие расспросы, а им достаточно просто фразы, которая "все объясняет". Когда же малыш захочет узнать еще, отвечайте в том же духе: пока у ребенка есть интерес, не больше. "А как ты меня родила?" - "Ты был у меня в животике, рос, рос, а потом захотел родиться. У каждой женщины есть родовые пути, по ним ребенок и проходит…" Можно показать малышу снимки УЗИ, если они сохранились с беременности, рассказать, как сильно ты и папа ждали малыша, как сильно его любите.
- отвечайте на доступным для ребенка языке. К примеру:
• на первый вопрос, откуда появляются детки, можно, сказать: «из животика»;
• почему отличаются девочки и мальчики можно объяснить двумя разными видами людей, которые потом становятся женщинами (мамами) и мужчинами (папами);
• постарше деткам возможно уже объяснить общее строение половых органов по книжным иллюстрациям;
• лет в 6, можно найти иллюстрации о клеточке (или семечке) в животике мамы; о её развитии можно рассказать чуть позже;
• как оттуда малыш уже может выбраться, можно ответить об отверстии внизу животика, которое становится в определенный момент больше, а доктор ему помогает; если же ребёнку захочется «взглянуть» на это отверстие, стоит сказать, что есть места-секреты, которые не нужно всем показывать;
• в момент интереса к тому, как забирается ребёнок в животик, можно рассказать, что мама и папа любят друг друга, поэтому, когда они спят в одной кроватке, то очень прижимаются друг к другу, обнимаются и «семечко» переходит от папы к маме;
• через некоторое время, ребёнку может стать интересно, как именно это происходит, тогда уже можно дополнить, что во время того, как родители с любовью прижимаются друг к другу и целуются, из пениса папы «семечко» через отверстие внизу маминого животика попадает в сам животик.
Во время всего этого большой подмогой станут книги. Книги следует использовать сугубо детские, а не анатомические атласы или взрослые журналы. При этом, следует сначала самому провести по ним полную «разведку». Отличными могут стать книги (энциклопедии) в несколько томов по возрастам, которые помогут избежать лишнего заглядывания наперёд. (книги можно использовать с 3 лет.)
- не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
- если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь".
- старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как "пипка" или "пиписька".
- не допустите, чтобы ваши сексуально незрелые друзья сбили вас с пути истинного, предлагая вам вымыть ребенку рот с мылом. Цените сам вопрос и смелость и уверенность в себе, которые были необходимы ребенку, чтобы задать его.
Что делать если ребенок занимается онанизмом.
Сразу хочу сказать: детский онанизм – не патология. Еще до года малыш начинает изучать все части своего тела. Он не понимает, что на теле есть «запретные места». Если  же мы напоминаем ему об этом, то его любопытство усиливается, и может превратится в патологическую привычку. Чаще всего онанизм присущ активным детям, тихони просто сосут палец или край одеяла.
Если Вы вдруг застали своего ребенка за занятием онанизмом, не надо падать в обморок или кричать, топать ногами. Необходима выдержка и тактичность. Если это маленький ребенок, то постарайтесь спокойно, без эмоций переключить его внимание на что-то другое. С ребенком школьного возраста также необходимо вести себя спокойно, поговорить об этом, когда он будет в состояние вас слушать. Но не в коем случае не пугайте его, не ругайте и не осуждайте его. Постарайтесь успокоить его, и понять почему ребенок занимается онанизмом.
Причины онанизма. Очень часто родители, точнее их поведение порождает появление онанизма у детей. Вот основные причины возникновения онанизма у детей:
1. Неправильное воспитание, когда ребенок ощущает себя ненужным, нелюбимым, одиноким. Его это настолько тяготит и мучает, что он пытается отвлечься, чтобы компенсировать одиночество. Если ребенок в этот момент случайно обнаружит, что онанизм заглушает беспокойство, делает жизнь приятней, то он сознательно будет заниматься им.
2. Недостаток ласки, родительского тепла, чувственность к разлуке с матерью. Ребенок в знак протеста замыкается в себе и ищет способ разрядится. Онанизм становится своеобразной «разрядкой».
3. Если ребенок узнал, что в семье ждали ребенка другого пола. Он мальчик, а папе нужна девочка. Переживания и страдания ребенка также могут найти свой выход через онанизм.
4. Насильственное кормление. Когда родители воюют с малышом, впихивают, заставляют все съесть. Это вызывает только отвращение к еде. А если ребенок не испытывает удовольствие от приема пищи, то включаются другие чувствительные зоны организма. Зона слизистой губ и рта связана с генитальной зоной. Если первая «молчит», то возбуждается вторая. Малыш начинает трогать половые органы. Если вы продолжаете насильно кормить ребенка, он продолжает разряжаться. Привычка закрепляется надолго.
5. Не соблюдение гигиены, излишне тугая одежда, зуд в генитальной области при диатезах, опрелости  приводит к появлению специфических ощущений и желанию вызывать их.
6. Физическое наказание (шлепка, порка) способствуют приливу крови к генитальной области, непроизвольно сексуально возбуждая ребенка.
7. Подражание старшим – если ребенок видел в кино, случайно увидел родителей, или старших детей с повышенным половым интересом.
Что делать, если ребенок занимается онанизмом:
1. найдите причину и постарайтесь ее устранить;
2. не кормите ребенка насильно;
3. одевайте свободную одежду и нижнее белье;
4. следите чтобы ребенок сразу засыпал;
5. увеличить физическую нагрузку ребенка;
6. чаще обнимать, ласкать, целовать ребенка. Уделять больше внимания;
7. не ругать, не запугивать, не упрекать, особенно при посторонних.

Что можно почитать на тему полового воспитания:
1) Детям:
- В. Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»,
- книга А.Аудариня и М.Путниньш "Откуда берутся дети?" - от 7-11 лет,
- С. Мередит «Переходный возраст»,
- Кэрол Доннер «тайна анатомии», - от7-14 лет
- Михаил Залесский «Занимательная анатомия для тетей»,
- Ричард Уокер «Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей» - от 5-12 лет,
- Ричард Уокер. «Твое удивительное тело. Интерактивное путешествие » по организму человека.
- можно перейти по адресу и выбрать для себя и ребенка атлас по анатомии  человека: http://www.labirint.ru.
2) Родителям:
- Екатерина Виноградова "Вредные привычки .Маленькие подсказки для родителей". М., Спб. 2006,
- Хиглинг М. "Как беседовать с ребенком о сексе",
- Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. «Практические советы по половому воспитанию ребенка.».
Еще ссылка: http://www.u-mama.ru.
Иванна Радецкая,
социальный педагог, психолог центра "Родына"

Отредактировано Ivanna (2012-02-03 03:20:53)